Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


Проектирование структуры подразделений информационной службы как часть стандарта предприятия

Рассматриваются основные принципы построения структуры службы управления развитием информатизации предприятия. Определяются ответственность и функциональность службы, следующие из того, что управление отделяется от производственной функциональности (создание систем и эксплуатация). Предложенная в докладе классификация функций ИТ-подразделения может лечь в основу классификации стандартов предприятия в области управления организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия. Эти стандарты должны образовать норматив по управлению жизненным циклом информационно-управляющей системы предприятия.

1. Современный взгляд на роль информационных технологий

Исторически сложилось, что для информационных технологий (ИТ) в управлении предприятием отводилась сервисная, вспомогательная роль. Это было обусловлено прежде всего существовавшим к началу 90-х годов уровнем развития теории и практики ИТ. Основные усилия в области ИТ в то время были направлены на автоматизацию отдельных функций на рабочих местах сотрудников предприятий. Соответственно, основная цель этих процессов формулировалась как облегчение работы при выполнении рутинных операций, ускорение выполнения работ и повышение качества конечного результата.

Революционные изменения, произошедшие в последнее десятилетие, связанные в первую очередь с удешевлением вычислительной техники, приближением вычислительных мощностей к рабочим местам сотрудников и развитием программного обеспечения, привели к переосмыслению роли ИТ в деятельности современных предприятий. В настоящее время ИТ рассматриваются как рычаг для оптимизации бизнес-процессов предприятия на основе сквозной автоматизации составляющих их бизнес-функций. С этим связано появление специализированных инструментов для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений на всех уровнях управления предприятием (SAS, Oracle Express, Business Object и др.), а также интегрированных систем управления предприятием (SAP R/3, Oracle Application, BAAN и т. д.).

Таким образом, цель применения современных ИТ на предприятии формулируется как обеспечение организационно-структурного развития для решения бизнес-задач, стоящих перед предприятием.

Другой важное изменение, приведшее к переосмыслению роли ИТ в структуре деятельности предприятия, это осознание того факта, что информация является таким же ресурсом, обеспечивающим деятельность, как и финансы, материалы и люди. В самом деле, так же как и все остальные виды ресурсов, информация обеспечивает функционирование предприятия как единого целого, определяет рычаги в управлении ресурсами и процессами, является результатом выполнения основной массы функций управления и повышает уровень капитализации предприятия.

2. Место службы управления информационными технологиями в организационной структуре

Изменение роли информационных технологий в деятельности современного предприятия с неизбежностью приводит к переосмыслению места подразделения, отвечающего за развитие ИТ, в организационной структуре.

Исходя из понимания роли ИТ как сервисной, соответствующие структуры рассматривались как вспомогательные службы, задачей которых было удовлетворять нужды основных подразделений предприятия в решении текущих проблем поддержки деятельности посредством автоматизации. При этом, естественно, на них не возлагалась ответственность за обеспечение оптимизации бизнес-процессов предприятия.

Для решения такой задачи в деятельности службы ИТ определялись три основных процесса, определяющие жизненный цикл программного обеспечения.

  • Развитие - определение направлений и методов решения обозначенных информационных проблем (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процесс заказа).
  • Создание решений - обеспечение комплектацией средствами ВТ и связи рабочих мест, проектирование, разработка и внедрение программного обеспечения (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процесс разработки).
  • Эксплуатация и сопровождение - обеспечение бесперебойного функционирования и развития средств ВТ, связи и программного обеспечения (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процессы эксплуатации и сопровождения).

В этой триаде со временем функции создания решений и эксплуатации начинали доминировать. Сложность создания решений и осознание ответственности за бесперебойное функционирование систем автоматизации приводили к торможению развития ИТ на предприятии: каждый шаг в развитии порождал множество проблем на этапах создания решений и эксплуатации.

Кроме того, автоматизация предприятия, в связи с разрозненным решением отдельных задач, представлялась в итоге как множество слабо связанных (информационно и функционально) между собой программно-аппаратных комплексов. Соответственно, в этом случае говорить об информации как о ресурсе, объединяющем деятельность предприятия в единый цикл, не приходилось.

Для разрешения этих противоречий в мировой практике приняты следующие принципы позиционирования в структуре предприятия службы, ответственной за развитие информационных технологий.

  • Подразделение рассматривается как основное и позиционируется на уровне финансового управления, управления по материально-техническому обеспечению, управления по персоналу, как ответственное за информационные ресурсы предприятия.
  • Руководитель подразделения (CIO - chief information officer) подчиняется непосредственно первому лицу на предприятии.
  • На подразделение возлагается ответственность как за информационно-технологическое, так и за организационно-структурное развитие, согласованное с бизнес-задачами предприятия.
  • Основная функция подразделения - это управление всем комплексом вопросов, связанных с оптимизацией бизнес-процессов, на основе внедрения современных информационных технологий в области средств ВТ, связи и телекоммуникаций и программного обеспечения.
  • Функции создания решений и эксплуатации отделяются от подразделения - ответственность остается только за планирование, организацию и контроль по этим направлениям.

3. Ответственность и основные функции

Исходя из изложенных выше принципов можно охарактеризовать ответственность и основные функции подразделения, управляющего организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия.

Ответственность:

  • соответствие бизнес-процессов целям и задачам предприятия;
  • соответствие организационно-структурного развития предприятия бизнес-процессам;
  • обеспечение функционирования развиваемой наряду с предыдущими двумя положениями ответственности организационной структуры предприятия на уровне максимально достижимой эффективности и конкурентоспособности;
  • обеспечение разработки планов и бюджетов организационно-структурного и информационно-технологического развития предприятия;
  • обеспечение успешного выполнения работ по реализации планов развития предприятия в части организационно-структурного и информационно-технологического развития.

Для определения функциональности ИТ-подразделения воспользуемся классификацией процессов, предлагаемой ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 "Процессы жизненного цикла программных средств". В представленной ниже таблице определяются функции управления программой информатизации предприятия. В качестве осей для классификации функций выбраны этапы и организационные процессы жизненного цикла программного обеспечения, относящиеся к сфере деятельности самого предприятия.

  Подготовка и определение области управления Планирование Выполнение и контроль Проверка и оценка
Процесс заказа Разработка концепции, определение стратегии и тактики оргструктурного и ИТ-развития предприятия. Разработка ТЭО. Формирование бюджета Планирование и организация работ по созданию и реализации концепции. Выбор подрядчиков Разработка и ведение описания основных бизнес-процессов и предметной области предприятия. Контроль хода работ по созданию репозитория Оценка актуальности концепции бизнес-целям и задачам предприятия
Процесс Разработки Разработка технических требований к программно-аппаратным решениям Организация структур по управлению проектами и планирование работ. Организация обучения персонала предприятия Координация взаимодействия с подрядчиками в проектах. Контроль хода проекта Оценка решений на соответствие планам и требованиям
Процесс Эксплуатации Разработка методических материалов и регламентов эксплуатации программно-аппаратных средств Управление отношениями с эксплуатирующей организацией
(аутсорсинг)
Оценка функционирования и анализ использования существующих программно-аппаратных комплексов

4. Заключение

Таким образом, представленная классификация функций ИТ-подразделения может лечь в основу классификации стандартов предприятия в области управления организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия. Эти стандарты должны включать в себя описание структуры подразделения, его бизнес-процессов, должностные инструкции, методы и правила моделирования процессов, правила организации тендеров и конкурсов, стандарты на документирование и т. д. Подобная классификация опирается на ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, уточняет его и, соответственно, гармонизирована с ним.

На рисунке приведена предлагаемая организационная структура ИТ-подразделения с распределением функций между структурными единицами.

Циперман Григорий Наумович
IBS, ФОСТАС, Москва

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР