Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


Стандарты в новой экономике - "промышленная революция" на рынке ИТ

Рассматриваются тенденции индустриализации в развитии рынка информационных технологий в условиях новой экономики. Показана роль международных стандартов в становлении ИТ при развитии коллаборативных сообществ в современном бизнесе.

Новое в ИТ - индустрии

Всего 5-7 лет назад потребности компаний в информатизации были невелики и ограничивались в основном формированием инфраструктуры компании. Этот этап накопления опыта информатизации в настоящее время в основном завершен. Многие заказчики отчетливо понимают теперь роль и место информационных технологий в построении рынка как реальную базу обеспечения и повышения конкурентоспособности своих предприятий.

Особое влияние на быстрое осознание этой роли оказала так называемая новая экономика. Этот термин связан с внедрением в реальный бизнес технологий, основанных на подходах, развитых в Интернет, и поддержанных современными мобильными системами и средствами связи.

В связи с развитием Интернет - подобных технологий произошло абсолютно невероятное изменение рынка: все заказчики и потребители стали взаимно доступны, любую сделку можно оформить из любой точки света, а скорость выполнения сделки определяется теперь либо масштабами корпорации-поставщика товара или услуги, либо размерами и качеством его партнерской сети. Эта возможность повлияла на быстрое осознание того, что проблема обеспечения качества стала всеобщей. Поддержание рыночных связей и управление ресурсами в динамике бизнеса стали насущной необходимостью, и без информационных технологий достижение устойчивости и конкурентоспособности компаний стало просто невозможно.

Информационная технология становится таким же ресурсом компании, как и другие. Значит, и оценка эффективности инвестиций в ИТ становится такой же, как и других ресурсов. Сегодня показатель возврат на инвестиции, или Return On Investment (ROI) стал главным критерием оценки ИТ. Структура отношений в бизнесе, ROI и новые требования к качеству обработки запросов клиентов по существу определяют комплексные требования к предложению ИТ-компаний на рынке. В том числе по обеспечению качества предоставляемых ИТ-услуг и по их соответствию требованиям международных стандартов.

C-Commerce и структура ИТ - рынка

E-commerce начиналась как средство, ориентированное на расширение доступа конечного пользователя к ресурсам производителя или поставщика. Однако постепенно рамки В2С стали тесны для бизнеса, поскольку они устанавливали только отношения "один к одному", то есть конечный пользователь - компания, в то время как взаимоотношения между компаниями оставались такими же медленными и слабо автоматизированными, а значит, замедляющими бизнес. Даже появление систем В2В не поменяло ситуацию радикально, поскольку юридически они поддерживали модель "один к одному", устанавливая в ней экстранет- связи. Изменение "линейной" модели e-commerce на нелинейную c-commerce (collaborative commerce) отражает тот факт, что в бизнесе все больше компаний становятся зависимыми от альянсов на рынке. Даже средние и мелкие компании понимают выгоду работы с несколькими поставщиками или дистрибуторами, то есть модели бизнеса включают образование комплексов связей, появление "коллаборативных сообществ". Это понятие включает производителя и сеть его бизнеса: субподрядчиков, поставщиков комплектующих, ОЕМ-производителей, сеть дистрибуторов, оптовых и розничных продавцов и, наконец, сеть конечных пользователей, на которых ориентирован бизнес. Каждому крупному поставщику важно создать вокруг себя эту сеть, которая отличается высоким качеством как товара, так и сервиса. Тогда вокруг него будет формироваться стабильная группа, питающая и укрепляющая его бизнес, в котором каждому участнику удобно, поскольку кроме товара в ней есть информационный сервис, который позволяет участникам сети (коллаборативного сообщества) улучшить свой бизнес. Но в современном мире бизнес - свободное сообщество. И конкурент производителя создает свое коллаборативное сообщество. Его отличают некоторые другие правила бизнеса и, что особенно характерно сейчас, другая информационная инфраструктура. Если она более удобна, лучше помогает в бизнесе, то велик риск, что партнеры от первого производителя покинут его сеть и перейдут в сеть другого производителя.

Качество информационной инфраструктуры становится определяющим в c-commerce. Информационные технологии превращаются в прямой рычаг в бизнесе. По данным Gartner, к 2002 нелинейные отношения быстро заменят линейные модели в отраслях промышленности, где время вывода на рынок критическое и развитие цепи поставки ускорено.

По существу такой переход означает, что на рынке ИТ произошли революционные изменения. Эти изменения касаются, прежде всего, позиционирования ИТ как технологии
  • индустриальной, непосредственно участвующей в бизнесе;
  • рентабельной, определяющей конкурентоспособность компании, формирующей и удерживающей коллаборативное сообщество вокруг компании;
  • определяющей использование стандартов в ИТ-инфраструктуре и в процессах самой компании, а также вне ее в пределах коллаборативного сообщества.

ИТ становятся применимыми в глобальном масштабе, а, следовательно, их существование невозможно без использования международных стандартов.

Инфраструктура коллаборативного сообщества выглядит как многоуровневая (табл.1), при этом важно, что она не очень похожа на обычную информационную систему, поскольку более открыта и развивается в уже существующем мире. Однако она гораздо больше ориентирована на использование стандартов - прежде всего де-юре, но и приспособлена к использованию де-факто стандартов, как в области методических решений, так и информационных систем.

Таблица 1. Информационная инфраструктура системы c-commerce

Уровень инфраструктуры Элементы инфраструктуры
Коллаборация Потоки, ориентированные на достижение цели бизнеса
Приложения ERP, CRM, SCM - и др. системы
Транспорт В2В - системы, торговые площадки и т.п.
Стандарты Индустриальные стандарты и интеграция рынков
Контекст Объекты бизнес-процессов и отношений
Контент Открытый электронный документ (структурированный и неструктурированный)

Процессы стали гораздо глубже и работы по реализации c-commerce относятся скорее к инжинирингу бизнес-процессов, чем к разработке новых технологий. Уже отработанные методы и системы, конечно, следует использовать и интегрировать. Это значит, что возрастает роль стандартов, описывающих взаимодействие информационных систем и их элементов.

Создание коллаборативного сообщества, конечно, требует от базовой компании значительных инвестиций, возврат которых при удачном развитии бизнеса с лихвой покроет их. Инвестиции должны обеспечить решение задач бизнеса. Но как поведут себя "младшие братья" - участники кооперации? Ведь они не могут много инвестировать в инфраструктуру сообщества. Наоборот, они хотели бы обойтись малой кровью, получив при этом доступ к большой компании, как к источнику бизнеса. Это еще одно требование к системам уровня c-commerce: система должна быть дешевой для вступления и работы каждого нового участника - и тем дешевле, чем ниже он по уровню иерархии и ближе к конечному пользователю. А сами эти пользователи хотят входить в систему с телефона, самого простого устройства, чуть ли не "с помощью зубной щетки". Этим и вызвано развитие мобильного бизнеса в B2C, B2B и CRM-технологиях работы на рынке. Это определяет развитие и использование международных стандартов информационного взаимодействия, прежде всего XML.

И, наконец, самое трудное: описание целей и базовых процессов сообщества, правил взаимодействия, процедур включения и исключения новых участников, разъяснение им целей правил совместного бизнеса, описание общих бизнес-процессов.

Роль стандартов в области ИТ

Совершенно ясно, что при таком развитии ИТ резко возрастает роль стандартов. Ведь если инфраструктура реализована на их основе, ее легче и дешевле развивать, обслуживать, эксплуатировать. Кроме того, все коллаборативные сообщества невечны, и их участникам при переходе из одного сообщества в другое совсем не безразлична цена перехода. Если используются стандарты, то цена минимальна или, по крайней мере, предсказуема. Если же нет, то компании, которая создает сообщество, будет трудно набрать новых членов.

Роль стандартов определяется по существу тремя основными группами требований:
  • к качеству товаров и услуг, предоставляемых коллаборативному сообществу, включая скорость доступа к информации и услугам, скорость выполнения сделок;
  • к методам описания бизнес-процессов или технологии работы участников сообщества в объеме потребностей и возможностей, предоставляемых его членам, в том числе стандартов подключения членов сообщества к информационным услугам;
  • к протоколам и интерфейсам инфраструктуры участников коллаборативного сообщества, обеспечивающим возможность их взаимодействия и снижения уровня затрат на эксплуатацию и развитие.

Первая группа требований определяет использование стандартов уровня ISO 9000:2000 для описания процессов деятельности базовой компании и ее взаимодействия с членами сообщества. Кроме того, будут использоваться стандарты ISO 15288, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, СММ и ISO 15504 для организации взаимодействия поставщиков и потребителей ИТ при развитии информационных систем, поддерживающих коллаборативные сообщества. При реинжиниринге и комплексировании приложений чрезвычайно важны стандарты для интеграции ИТ. Прежде всего, такие де-факто стандарты, как, например J2EE, XML и др. Кроме того, при этом найдет широкое применение UML как средство описания типовых проектных решений (в частности, паттернов) при интеграции новых, прежде всего, Интернет-решений с наследованными системами.

Вторая группа требований в настоящее время наименее устоявшаяся по предложению для участников рынка. Дело в том, что потребителями в данном случае являются не специалисты по ИТ, а рядовые участники рынка: дилеры, продавцы, дистрибуторы, менеджеры и экономисты разных стран. К сожалению, наука и техника пока не предложили им простых и наглядных решений для более или менее формализованного описания поведения. Эта область наименее формализована, и чаще всего здесь "живут" интуитивные решения типа мнемонических схем с пояснениями.

Третья группа требований в настоящее время наиболее формализована и обеспечена стандартами. В этом направлении базовым компаниям сообществ требуется создание стандартизованных профилей [1, 2], определяющих, в частности, конкретные требования по протоколам и интерфейсам подключения к коллаборативной сети.

Стандарты живут и развиваются с развитием техники. Компании развиваются по мере развития бизнеса. Очень важно для коллаборативных сообществ поддерживать корпоративные стандарты в соответствии с потребностями бизнеса, обеспечивая высокий уровень возврата на инвестиции в ИТ в быстро меняющемся ИТ-мире. Это работа, не требующая торопливости, но для того, чтобы ее делать, необходима высокая квалификация исполнителей. Скорее всего, в ближайшее время появятся профессиональные услуги в этой области. Это принципиально важно, поскольку позволит сделать ИТ-рынок более индустриальным, а, следовательно, приведет к тому, что ИТ-товары и услуги будут не только обладать высоким качеством, но и высокой потребительской стоимостью.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 10000 - 99. Информационная технология, Основы и технология функциональных стандартов, ч. 1-3.
  2. Филинов Е. Н., Бойченко А. В. Проблемы и методика формирования профилей открытых информационных систем. В сб.: "Стандарты в проектах современных информационных систем", 2001, с. 21-25.
  3. Gartner Symposium ITxpo 2001.

Позин Борис Аронович,
АйТи, ФОСТАС, Москва

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР