Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


Интегрированные бизнес - приложения: внедрять или создавать?

 

Цодиков Сергей Давыдович,

к.э.н, генеральный директор группы компаний «Форус», г. Новосибирск

E-mail: info@forusconsult.ru

 

Дискуссии о стратегии построения интегрированной информационной системы на предприятии ведутся с момента массового использования в управлении персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей. Производители промышленных интегрированных систем управления ресурсами предприятия (ERP систем) убеждают своих потенциальных покупателей, что внедрение их приложений — это наиболее эффективный, если не единственный путь быстрого создания на предприятии современной информационной системы. В России такое убеждение использует аргументацию одновременного поставки вместе с интегрированной информационной системой так называемых лучших практик (читай «западных») выполнения бизнес процессов. В то же время практика демонстрирует иную реальность — наличие мозаики применяемых на предприятии бизнес-приложений, поддерживающих частичные управленческие функции или бизнес-процессы. Внедрение интегрированных приложений на базе готовых решений или постепенное создание такого приложения из функционально связанных «лоскутов» представляют базовую дихотомию стратегий построения корпоративной информационной системы.

Что касается инструментария, то он индифферентен к выбору стратегии: внедрять по подсистемам интегрированное приложение или создавать из лоскутов интегрированное приложение. На сегодня оба пути обеспечены ИТ - инструментами и технологиями. Таким образом, задача выбора стратегии внедрения интегрированной автоматизированной информационной системы или ее создания из частичных приложений является актуальной. Ниже, будет кратко рассмотрена двухшаговая стратегия создания интегрированного приложения.

Даже самого беглого взгляда на природу внедрения/построения интегрированного приложения достаточно, чтобы идентифицировать его как проект организационного изменения. В соответствии с моделью Д. Надлера и М. Тишмана (1) организационное изменение следует анализировать в разрезе взаимодействия четырех компонентов:

1.      Персонала, обладающего рабочими навыками, знаниями и поведением;

2.      Технологии или процессов выполнения персоналом своей работы;

3.      Организации выполнения персоналом своей работы;

4.      Организационной культуры как среды, в которой работает персонал.

Таким образом, центральным элементом организационного изменения, его целью и результатом является новые рабочие качества персонала: новые его навыки и знания; новые способы работы; новая система взаимоотношений, новые нормы поведения. При этом технологический характер повода изменения в виде внедрении интегрированного приложения не отменяет его интегральную природу процессов изменений. Но в практике, даже «продвинутое» руководство предприятия довольно часто реально демонстрирует формальное функционально-ориентированное организационное мышление. Это проявляется в том, что ответственность за внедрение автоматизированной корпоративной системы реально не принимается на себя самым высшим менеджером организации, а передается функциональному менеджеру — директору по ИТ.

Указанная организационная реальность напрямую влияет на успешность проекта изменения. В условиях, когда за внедрение корпоративной ИС реально отвечает директор по ИТ, снизить прогнозируемые риски неуспешного внедрения помогает стратегия пошагового создания интегрированного приложения, то есть постепенная его сборка из функциональных лоскутов. Не важно, что при этом на предприятии приобретено интегрированное приложение — реально, его интегральная функциональность реализуется через серию проектов частичной, т.е. «лоскутной» функциональности.

Однако кроме субъективного фактора — владельца изменения, его властных возможностей и ожиданий, на выбор внедренческой стратегии оказывает влияние и объективные факторы, связанные с объектом изменений. Как уже указывалось, ключевой целью ИТ проекта изменения является новые возможности персонала. Как они появляются? Только в медленном процессе обучения. Во многом это не только внешний, но и внутренний, глубоко персонализированный процесс. Здесь вполне уместна метафора о выращивании цветка, который бесполезно в нетерпении тащить вверх за стебель, правильнее ухаживать за почвой, в которой он растет (2). Другими словами, цель должна соответствовать способам ее достижения. Наиболее предпочтительными, соответствующими природе объекта изменений являются пошаговые, так называемые инкрементальные способы изменений. Это означает, что лоскутная ИТ стратегия более предпочтительна, нежели внедрение в форме «большого взрыва», т.е. реинжиниринга.

Рассматриваемые стратегии являются крайними, но не противоположными. Они могут осознаваться руководством как связанные, что позволяет реализовать двухшаговую стратегию корпоративной автоматизации. На первом шаге реализуется инкрементальный подход, предполагающий ориентацию на лоскутную автоматизацию. Его целью является постоянное и постепенное обучение персонала на практике: люди постепенно обучаются работать по новому, с новыми инструментами. Понятно, что в ходе такого процесса постепенно нарастает проблема информационно-технологических разрывов лоскутно автоматизированных, но целостных по своей природе бизнес-процессов. И персонал активно осознает нарастание такой проблемы — ведь она мешает его работе. Теперь потребность в изменении формируется не только сверху, а и снизу — персонал требует изменить условия своей работы. Это важный момент, говорящий о том, что в организации созрели условия для переноса акцентов внедрения на интеграцию приложения, то есть сигнал о том, что пора переходить к шагу два.

Действительно, практика доказывает этот тезис. Многочисленные внедрения ERP систем показывают, что главная функциональность ERP систем — подсистема производственного планирования внедряется через 3, а то и через 5 лет после приобретения интегрированного приложения. Ведь все предыдущие годы лишь готовили организацию к этому главному изменению.

Реализация двухшаговой стратегии налагает определенные требования к выбору ИТ инструментария. Прежде всего это требование к его архитектуре, при котором различные функциональные элементы — программные конфигурации отделены от элемента исполнения — платформы. При этом платформа должна поддерживать современные стандарты интеграции приложений, а также обеспечивать масштабируемость, достаточную для автоматизации частичной функциональной области. Такая архитектура обеспечивает постепенное, пошаговое создание интегрированной функциональности по автоматизируемым функциональным областям организации. Если в качестве инструментария выбрано интегрированное приложение, оно должно допускать возможность внедрения по функциональным блокам, соответствующим автоматизируемым функциям.

Выбор варианта создания или внедрения интегрированного приложения существенно различаются по распределению во времени затрат - результатов. При одинаковом конечном результате, в варианте внедрения затраты концентрируются на начальных стадиях внедрения, в то время как в варианте создания — на конечных стадиях.

ОАО «Иркутскэнерго» осознанно реализует двухшаговую стратегию создания корпоративной информационной системы уже в течение 3-х лет. За это время автоматизирован ряд функциональных областей: сбыт, логистика закупок, учет, казначейство, планирование ремонтов и т.д. В качестве базовой платформы выбрано 1С:Предприятие 8.0. В среднем на каждую функциональную область приходится от 350 до 400 автоматизированных рабочих мест. Средний срок автоматизации функциональной области составляет от 9 до 15 месяцев.

В соответствии с выбранной стратегией, в настоящее время в ОАО «Иркутскэнерго» идет подготовка проекта по интеграции разработанных функциональных приложений, что означает переход ко второму шагу стратегии. Предполагается, что на текущем этапе интеграция приложений будет обеспечена за счет интеграции приложений по нормативно — справочным данным. Для этого создается единое корпоративное хранилище нормативно-справочной информации. По мере его разработки, уже созданные приложения будут обращаться не к локальным, а корпоративным справочникам данных. Следующим этапом предполагается интеграция лоскутных приложений в единые бизнес — процессы. Для этого предполагается использования сервера интеграции приложения, например Microsoft BizTalk Server.

Отметим, что концепция инкрементальной разработки является базовой в стратегии ОАО «Иркутскэнерго». Она применяется как для автоматизации организационных функций, так и их интеграции. При этом на каждом шаге создаются условия и обеспечивается поддержка проектов не только «сверху» — со стороны топ менеджмента предприятия, но и что не менее важно - «снизу», со стороны уже уверенных в успехе линейных руководителей и сотрудников. Такая двухсторонняя поддержка существенно снижает риски проекта, а сами риски в большей степени приобретают «технический» характер.

 

 

Литература

  1. Nadler D., Tushman M. Perspectives of Behaviour. McGraw-Hill, 1977.
  2. Долгоруков А.М. Стратегическое искусство. — М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004.
  3. Анализ требований и создание архитектуры решений на основе Microsoft .NET. — М.: Издательский дом «Русская Редакция», 2004.

 

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР