Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


"Спиральная" тенденция в развитии программных приложений на примере автоматизированных систем управления проектами

 

Елена М.Осипова, к.т.н., PMP

директор по проектам

MOST Group, Санкт-Петербург

E-mail: eosipova@mostgroup.ru

 

Корпоративные информационные системы за последние десять лет прошли несколько этапов в своем развитии. Каждый из этапов характеризуется собственной спецификой, тесно взаимосвязанной как с состоянием рынка ИТ, так и со зрелостью проектной и процессной деятельности компаний. Кроме того, наблюдается определенная цикличность развития корпоративных ИС. Рассмотрим этот процесс на примере систем управления проектами (СУПр).

Так, в качестве первого этапа можно выделить середину 90-х годов 20 века. Рынок специализированного ПО был ограничен, программные продукты отличались низкой функциональностью. С одной стороны, функции большинства программных продуктов ограничивались задачами календарно-сетевого планирования (собственно, сами системы управления проектами раньше назывались системами календарно-сетевого планирования), слабо поддавались настройке в части интерфейса и учета особенностей планирования на конкретном предприятии. С другой стороны, эти программные продукты не учитывали сложные взаимозависимости между различными характеристиками проектов, включая, но не ограничиваясь, сроками, ресурсами и бюджетом.

Поэтому многие компании создавали инструменты проектного управления «под себя» - это было сравнимо по стоимости с приобретением «чужого» ПО и казалось более эффективным. Также, как и в большинстве тиражируемых продуктов СУПр первого поколения, в этих системах основной акцент ставился на задачи календарного планирования, выполнения простых процедур отслеживания календарных графиков и, что немаловажно, визуализации отчетов и других данных по проектам. Главным отличием от «стандартных» систем было то, что эти системы использовали привычные для компаний платформы и средства разработки, исходно учитывали потребности менеджеров проектов и руководства, а также были более простыми и более мощными. Простота и мощность достигались за  счет того, что в ПО были реализованы только те функции, которые были необходимы в организации, но в форме, привычной и удобной пользователям.

Рынок стал развиваться, конкуренция усилилась. С одной стороны, часть компаний, разработавших ПО для собственных целей, решила продавать его на рынке другим компаниям. С другой стороны, компании-производители учли собственные недоработки и удобные решения конкурентов при создании следующих версий своих программных продуктов.

Второй этап можно рассматривать в периоде конца 90-х — начала 2000-х. В это время на первый план выступили общие для проектов в разных отраслях задачи оперативного обмена информацией по проектам и организации взаимодействия распределенных команд проектов. В этот период вопросы учета отраслевой специфики в управлении проектами несколько отошли на второй план. Соответственно, большинство производителей при выпуске очередных версий программных продуктов управления проектами расширили их функциональность за счет создания централизованных баз данных, средств упрощенного веб-доступа к проектным данным и синхронных и асинхронных коммуникаций, а также вовлечения в проектную деятельность в рамках информационной системы управления проектами всех участников - от руководства до исполнителей. Среди таких продуктов можно упомянуть такие известные продукты, как Microsoft Project, Open Plan, Sciforma.

 

Современный этап развития автоматизированных систем управления проектами характерен следующими тремя приоритетными направлениями:

1) создание отраслевых решений и развитие адаптивности систем управления проектами для учета индивидуальных потребностей компаний-пользователей (с точки зрения возможности реализации бизнес-процессов и регламентов компании внутри информационной системы);

2) развитие инструментов стратегического планирования, анализа и управления проектами; и

3) интеграция приложений управления проектами в информационную инфраструктуру предприятия на уровне информационных потоков.

Создание отраслевых решений и развитие адаптивности систем управления проектами для учета индивидуальных потребностей, прежде всего на основе уже «наращенной» функциональности программных продуктов, позволяет вернуться к задачам создания отраслевых решений и настройке систем «под себя».

На новом витке стало понятно, что потребности создания систем "под себя", то есть со значительным объемом адаптации и доработок,  не исчезли, они имеют органическую природу и будут существовать в будущем, по крайней мере, в ближайшем. К таким потребностям относятся, например, задачи включения системы управления проектами в общую информационную инфраструктуру предприятия и интеграции потоков данных между комплексом приложений, поддерживающих проектную деятельность предприятия, а также практически все задачи «тонкой» настройки системы, учитывающей нюансы бизнес-процессов компании и особенности взаимодействия человеческих ресурсов в процессе работы по проектам.

С точки зрения бизнес-аналитиков и менеджеров проектов создание СУПр "под себя" требует наличия в исходной программной системе возможностей реализации практически любых бизнес-процессов и регламентов работы, определяемых как необходимые в компании, возможностей стыковки процессов СУПр с бизнес-процессами других служб, например, службы материально-технического снабжения / логистики, службы управления кадрами предприятия и др.

С точки зрения ИТ-специалистов, внедряющих, адаптирующих и дорабатывающих такую исходную программную систему, она служит только как прикладная платформа, в которой должны быть предусмотрены инструменты для ее настройки, доработки и стыковки / интеграции с другими информационными системами компании. Качество, стоимость, сроки и риски такой доработки очевидно зависят от качества приобретаемой платформы и на практике могут быть самыми разными.

Примерами программных пакетов, которые используются или могут использоваться для адаптации и доработки, являются  Niku, Microsoft Project, Oracle EPM и другие (прежде всего те, что обеспечивают веб-интерфейс к большинству функций управления проектами)

 

Для полноты описания нового витка создания СУПр надо отметить, что важное значение приобретают функции портфельного управления проектами и согласования ("выравнивания") проектов со стратегическими целями компаний. Так, в исследовании Гартнера «Gartner Executive ProgramsDelivering ITs Contribution: The 2005 CIO Agenda”» среди 10 ключевых приоритетов CIO три относятся к портфельному управлению проектами: выполнение проектов, способствующих развитию бизнеса; связывание стратегий и планов бизнеса и  ИТ; и применение метрик к ИТ-организации и сервисам.

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР