Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИТ-СТРАТЕГИИ В ФИРМЕ ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ "ПРОТЕК" - ЛИДЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДИСТРИБУЦИИ

ДУБСКИХ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

Центр внедрения "Протек", adubskih@protek.ru

ПРОЕКТ Краткая характеристика фирмы

С 1996 года Центр внедрения "Протек" занимает первое место в рейтингах фармацевтических дистрибьюторов России.

В прайс-листе фирмы 8600 наименований лекарственных препаратов и сопутствующих товаров. Поставив целью обеспечить качественной фармацевтической продукцией все регионы страны, компания практически завершила создание общенациональной сети филиалов. В настоящее время их 39 по всей территории России. Расширяется сеть региональных представительств.

Тщательно разработана сбытовая система ЦВ "Протек", включающая три направления сбыта: оптовые продажи со склада головного предприятия, ориентированные на региональных оптовиков и крупные розничные сети; региональный сбыт через сеть филиалов; обслуживание аптек и лечебных учреждений Москвы и Московской области. Такая структура позволяет каждому клиенту выбрать наиболее подходящую схему сотрудничества.

ЦВ "Протек" постоянно совершенствует систему обслуживания клиентов, разрабатывает и внедряет новые прогрессивные формы продаж, повышает качество и скорость обработки и исполнения заказов.

Уникальный складской комплекс ЦВ "Протек" в Москве, оборудованный в соответствии с наиболее прогрессивными технологическими требованиями, и использование современного оборудования на региональных складах позволяют расширять ассортимент в соответствии с запросами рынка, осуществлять поставки товара клиентам оперативно и с неизменно высоким качеством.

У ЦВ "Протек" в настоящее время более 450 поставщиков и более 15 000 клиентов (аптеки, ЛПУ).

Этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования непрерывен в течение года. Стратегические планы мероприятий пересматриваются по мере изменений внешней среды: изменения в деятельности основных конкурентов, рост аптечных сетей и тенденция к падению относительной наценки, изменения прогнозов по росту рынка, выпуск новых лекарств, диверсификация основного бизнеса и т. д.

Но начало стратегического планирования на следующий год и среднесрочную перспективу в 3-5 лет приходится на август. Коммерческие подразделения с привлечением менеджеров по ИТ и логистическим технологиям проводят анализ рыночных и внутренних возможностей компании, рыночных и внешних угроз, вырабатывают стратегические бизнес-цели компании.

Таким образом, вовлечение ИТ-менеджеров в процесс стратегического планирования происходит с самого начала. Естественно, процесс планирования итеративен, после определения бизнес-целей идет оценка их достижимости в связи с бюджетными, другими ресурсными, в том числе технологическими, ограничениями и возможностями технологий. Так, итеративно идет формирование всех стратегий: коммерческой, финансовой, логистической, информационно-технологической, которые утверждаются к концу года. Они и являются составляющими общефирменной стратегии.

Роль и место ИТ-стратегии в общефирменной стратегии

Как известно, главные цели любой коммерческой деятельности - это:

  • повышение эффективности (увеличение роста продаж и доли рынка, повышение качества продукта, увеличение ассортимента товаров, повышение производительности труда);
  • снижение издержек.

Успешная реализация "правильной" ИТ-стратегии напрямую влияет на обе эти составляющие.

В качестве примера можно привести две стратегические составляющие ИТ:

  • обеспечение электронного взаимодействия с поставщиками (электронная поставка);
  • обеспечение электронного взаимодействия с клиентами (электронный заказ).

Увеличение доли поставщиков, c которыми обмен структурированными документами (заказы, подтверждения и т. д.) осуществляется в электронном виде, позволяет снизить издержки - уменьшает время при составлении заказа вручную.

Установка и активное использование клиентами системы электронного заказа позволяет как снизить издержки - экономить время сбытовых подразделений при приемке заказа от аптеки по телефону, так и увеличить эффективность деятельности менеджера, например, увеличить его время на проведение маркетинговых акций.

ИТ-стратегия имеет место обеспечивающей стратегии, наряду с логистической стратегией.

Процесс бюджетирования стратегических ИТ-мероприятий

Процесс бюджетирования проводится совместно с процессом стратегического планирования. Ограничения в финансовых ресурсах - самый мощный ограничивающий фактор. Равно как и то, что определение правильных стратегических целей, требующих первоочередного финансирования, - это залог успешного роста компании. Снижающаяся наценка дистрибьюторского бизнеса заставляет активно проводить процесс диверсификации, создания новых бизнесов, что требует больших финансовых затрат. Однако руководство компании понимает, что вложения в технологии - это инвестиции, без которых рост замедлится, поэтому стратегические задачи ранжируются и из них выделяются наиболее приоритетные. Таким образом, составление бюджета происходит итеративно, бок о бок с процессом разработки стратегии.

Расходы на стратегические ИТ-мероприятия - инвестиционная часть бюджета.

Расходы на ИТ, связанные с поддержанием деятельности, затратная часть бюджета.

Доходная часть ИТ-бюджета составляет малую величину по сравнению с инвестиционной и затратной составляющими, она образуется из доходов по предоставлению ИТ-услуг фирмам группы компаний "Протек" на договорной основе.

Организационные формы реализации ИТ-стратегии

В компании приняты две организационные формы: линейная структура и матричная структура. К линейной структуре в ИТ относится ДИТ-департамент информационных технологий, к матричным - проекты по реализации стратегических ИТ-мероприятий, временные рабочие группы по реализации текущих ИТ-мероприятий.

ДИТ подчиняется исполнительному директору.

ДИТ осуществляет функциональное управление ИТ-специалистами в филиалах, в представительствах ИТ-услуги предоставляют ИТ-специалисты филиалов. ИТ-специалисты филиалов подчиняются директору филиала.

ДИТ отвечает за создание и реализацию ИТ-стратегии.

Для крупного корпоративного проекта - внедрения ERP-системы OEBS - создана отдельная линейная структура - группа автоматизации с подчинением исполнительному директору.

В целях управления проектами в блоке исполнительного директора функционирует проектный офис.

Координация ИТ-проектов и инициатив проводится на комитете по внедрению ERP-системы.

В ДИТе функционирует комитет по стандартам.

ИТ-стратегия на 2004-2006 гг.

В 2001 г. с привлечением компании PricewaterhouseCoopers в "Протеке" была разработана ИТ-статегия, суть которой сводилась к созданию в компании ИС, основанной на тиражной системе ERP-класса. Затем была выбрана система ERP OEBS, партнер по внедрению - компания ТОПС БИ и открыт проект по внедрению системы в головном предприятии и филиалах. В настоящее время идет процесс внедрения системы. Это самый большой и самый важный в компании проект по автоматизации.

ИТ-стратегия на 2004-2006 гг. имеет цель - построение централизованной интегрированной информационной системы на основе ERP-системы Oracle E-Business Suite, Единой системы справочников, Единой корпоративной телекоммуникационной сети и стандартных приложений для обеспечения потребностей маркетинга, логистики и технологий.

Принципы ИТ-стратегии:

  • построение централизованной архитектуры ИС путем последовательного замещения модулями ERP-системы существующего ПО собственной разработки;
  • ориентация на эффективное тиражное программное и аппаратное обеспечение, разработанное известными крупными компаниями, с выбором конкретных решений и компаний-консультантов только на конкурсной основе;
  • обеспечение непротиворечивости и целостности данных информационной системы.

Основные направления ИТ-стратегии:

  • последовательное развитие информационной системы ЦВ "Протек" в направлении использования централизованной архитектуры данных, тиражного программного обеспечения (ПО), интеграции и развития программных приложений;
  • обеспечение непрерывной информационной поддержки бизнес-процессов ЦВ "Протек" в условиях постоянного роста основных финансово-экономических показателей;
  • создание и продвижение комплекса современных информационных и технологических продуктов для обеспечения производственной деятельности клиентов, поставщиков, участников фармрынка с целью усиления конкурентных преимуществ ЦВ "Протек".

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР