Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


ВЫСТРАИВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИМАКОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ

ГУ-ВШЭ, Москва, osimakov@hse.ru

В докладе рассматриваются подходы к построению концепции развития информационных технологий в целом и отдельных направлений деятельности. Приведены различия в подходах государственных и коммерческих организаций к построению концепции и стратегии развития ИТ. Особое внимание уделяется исходным данным для разработки концептуального и стратегического видения на основе существующих или разрабатываемых стратегий развития организации в области основной деятельности и увязыванию общих стратегических целей организации и концепции развития ИТ.

Практика разработки концепций и стратегии развития информационных технологий, естественно, требует опираться на общую стратегию развития организации, однако, реальное состояние этого вопроса в большинстве коммерческих организаций показывает, что стратегия развития, как правило, отсутствует или носит слишком общий, декларативный характер. Разработка сколько-нибудь внятной политики в области информационных технологий (ИТ), которая должна способствовать прежде всего созданию конкурентных преимуществ организации, невозможна без анализа и осмысления бизнес-целей и задач, стоящих перед организацией в целом. Другой причиной первичности бизнес-стратегии является необходимость формирования стратегии информационных технологий в соответствии с ожиданиями менеджеров организации, а в итоге формирования этих ожиданий на основе комплексного анализа стратегических задач организации.

Однако только к 2004 году сформировалось устойчивое понимание во многих крупных коммерческих и некоторых государственных организациях необходимости формально описать стратегические цели и способы их достижения. Это отнюдь не означает, что все эти организации немедленно привлекли компетентные команды консультантов для разработки собственной стратегии, но определенные сдвиги в этом сегменте консультационных проектов стали происходить. Еще большее число компаний пытается решить эти вопросы силами собственных специалистов, часто не владея ни методологией, не оформляя эти работы как проект и, следовательно, не выделяя достаточных ресурсов, что, разумеется, резко увеличивает риски таких внутренних проектов.

Сам фактор этих работ, безусловно, является положительным и способствует созданию в организации в соответствии с ее стадией организационной зрелости разработки концепции и стратегии развития информационных технологий.

Не претендуя на универсальность, тем не менее хотелось бы привести типовую структуру содержания концепции развития ИТ в организации:

  • Отчет о состоянии ИТ в организации.
  • Отчет о тенденциях развития организации.
  • Формализованное описание процессов организации.
  • Рекомендуемая архитектура систем автоматизации.
  • Программа создания комплекса средств автоматизации (КСА).
  • Стратегия развития ИТ в организации.
  • Описание организационной структуры управления проектом создания (КСА).
  • Описание организационной структуры службы ИТ и ее внутренних процессов.

Фактически разработка по такой структуре в значительной степени опирается на описание основных бизнес-процессов организации, что для государственных структур в последнее время определяется как административные регламенты (АР). В то же время автоматизация АР средствами ИТ определяется как разработка электронных административных регламентов (ЭАР). В государственных организациях, в отличие от коммерческих, принципиальными являются многочисленные административные порядки и уложения, как описанные формально, так и сформированные исторически. Последние делают административные регламенты недостаточно гибкими и сложными для реинжиниринга. В то же время частные компании обладают возможностью значительно большей гибкости в процессе реинжиниринга процессов. Следовательно, в частных компаниях успех проектов, связанных с описанием и совершенствованием, зависит в значительной степени от воли первых руководителей и компетентности консультантов (рабочей группы проекта). В государственных организациях риски таких проектов существенно повышаются за счет сложности и неопределенности регламентов и низкой заинтересованности исполнителей со стороны заказчика.

Важность правильного формирования и использования исходных данных для создания концепции развития определяет успех всего проекта, так как существенно влияет на качество результатов проекта. Верификация исходных данных определяется как квалификацией консультантов, так и мотивированностью сотрудников организации на достижения успеха в проекте.

Проект разработки концепции развития ИТ обычно длится от 4 до 6 месяцев, а в случаях частных подпроектов (например, разработки стратегии сорсинга) сроки проекта могут колебаться от 3 до 4 месяцев. Проектная команда в случае внешних проектов состоит из консультантов, внутренних бизнес-аналитиков и владельцев процессов. Хотелось бы еще раз акцентировать внимание на предпочтительности внешних проектов с точки зрения снижения рисков реализации проекта.

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР