Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


ПРИНЦИПЫ ПЕРЕХОДА ОТ СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ИТ-СТРАТЕГИИ

ПОЗИН БОРИС АРОНОВИЧ

ООО ИК СИБИНТЕК, Москва, pozinba@sibintek.ru

В докладе рассматриваются принципы формирования и реализации ИТ-стратегии, которые основываются на решении задач бизнеса при ограничениях на сроки реализации и размеры инвестиций в ИТ.

Для многих компаний информационные технологии все больше становятся реальным катализатором их бизнеса. Это уже не только финансовые структуры и банки, операторы связи и торговые компании, для которых эффективная и оперативная обработка информации является жизненно необходимым условием их жизнеспособности. Крупные холдинги, нефтяные, химические, металлургические компании, бизнес-структуры в самых разных областях все яснее видят, что эффективная организация сбора, обработки и использования информации стали нормой современной деловой жизни, а целенаправленная деятельность в этой области способна принести значительный экономический эффект бизнесу в целом. Именно поэтому перед крупными и средними по размерам бизнеса компаниями все чаще и чаще встают вопросы формирования ИТ-стратегии и эффективного построения ИТ-службы.

Лидеры рынка уже поняли, что ИТ стала одной из частей бизнеса, и поэтому к ней применимы такие же требования, как и к другим производственным направлениям, в ряде компаний уже измеряют долю затрат на ИТ в основной продукции, как метрику эффективности ИТ. Рассмотрение ИТ с этой точки зрения позволяет компаниям формировать требования к ИТ как к одному из направлений бизнеса, учитывая не только отдачу от ИТ для бизнеса, но и степень ее влияния на направления бизнеса, а также на снижение издержек компании. ИТ включают в цикл бизнес-планирования компаний или долгосрочного (на 7-10 лет и более), или среднесрочного (в компаниях-лидерах - практически всегда в состав среднесрочного - на 3-5 лет), наряду с основными направлениями производства. На среднесрочный или долгосрочный период бизнес-планирования (в зависимости прежде всего от финансовых возможностей) во многих компаниях формируется бизнес-стратегия, а в ее рамках - как составная часть или отдельно - ИТ-стратегия.

По существу, ИТ-стратегия представляет собой (чаще всего) среднесрочный план развития информационных технологий компании для обеспечения заданных показателей бизнеса. Даже в тех случаях, когда ИТ-стратегия не оформляется как отдельный документ, среднесрочное планирование производится. Это необходимо прежде всего руководителю ИТ-службы для планирования своей деятельности и обоснования проводимых им в жизнь мероприятий. Основным показателем эффективности ИТ становится обычный для бизнеса возврат на инвестиции. Иначе говоря, современным требованием бизнеса к ИТ становится необходимость непосредственного влияния ИТ на результативность бизнеса, прежде всего на тактическом и стратегическом уровнях управления.

Различные компании разных профилей деятельности обладают разным опытом использования ИТ, находятся, как говорят, на разных уровнях зрелости. Это означает, что, в силу разной степени использования ИТ в производственной и управленческой деятельности компаний, уровня развития их инфраструктуры, прикладных систем, готовности персонала, размера ИТ-бюджета, компании по-разному способны потреблять достижения в области информационных технологий, в них возникают различные проблемы при внедрении ИТ. Наиболее зрелые российские компании уже сегодня ассоциируют с развитием ИТ такие стороны своей деятельности, как скорость принятия решений и вывода продуктов на рынок, снижение относительных совокупных затрат на ИТ в единице продукции, возврат на инвестиции.

В рамках ИТ-стратегии формируют ряд среднесрочных планов, к числу которых относятся:

  • инвестиционный портфель ИТ-проектов;
  • план развития ИТ-архитектуры компании (прикладной, информационной, информационных систем и т. д.) с учетом бизнес - архитектуры и соответствующего решения задач унификации и стандартизации;
  • политики заказа - поставки - эксплуатации - обслуживания для снижения издержек основного бизнеса компании на ИТ;
  • план мониторинга и контроля качества в сфере ИТ;
  • план развития персонала (включая решение задач человеческого фактора: работа с заказчиками и конечными пользователями, подрядчиками (в том числе аутсорсерами) для освоения ими ИТ);
  • план развития структуры ИТ-службы.
Литература
  1. ISO 15288:2002 "Systems engineering - System life cycle processes".
  2. Rico D.F. Software Progress Improvement (SPI): Modeling Return on Investment (ROI), SEI 2002. 21 p.
  3. Lee Geishecker. Managing Corporate Performance: What You Need to Know, Gartner Symposium, 2002.
  4. Zachman J.A. A Framework for Information Systems Architecture, IBM Systems Journal, 1987, Vol. 26, No.3.
  5. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. 304 с.
  6. Spewak S. Enterprise Architecture Planning, John Wiley & Sons. Inc., N.Y. 1992.

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР