Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Тезисы 
Доклады 
Материалы проектов 
Презентации 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 
 

Критерии поиска:

в разделе библиотеки:

 


О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"ST CENTURY

ЗИМНИК ВАЛЕРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Научно-техническое управление Госстандарта России

Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает ряд норм, выполнение которых должно обеспечиваться правилами и порядками, установленными Правительством Российской Федерации.

В марте 2003 г. Правительство Российской Федерации одобрило перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона. По состоянию на 01.04.2004 основная часть документов, включенных в перечень, уже принята Правительством Российской Федерации (11 документов).

Принятые нормативные правовые акты (постановления Правительства) определили, в частности, федеральный орган по техническому регулированию, национальный орган по стандартизации, порядок опубликования уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проекта технического регламента и проекта национального стандарта, порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования им. Утверждены положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию; о разработке, принятии, введении в действие и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Приняты также отдельные постановления по вопросам подтверждения соответствия.

В Правительство Российской Федерации представлен проект программы по разработке технических регламентов на 2004-2010 гг. Проект программы включает более трехсот общих и специальных технических регламентов по различным секторам экономики, в т.ч. по потребительскому рынку.

Информация о принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах, необходимых для реализации Федерального закона, регулярно размещается на сайте Госстандарта России: www.gost.ru.

В помощь разработчикам технических регламентов Госстандартом России изданы Рекомендации по разработке технических регламентов (Р 50.1.004-2003). Конкретные методические вопросы в сфере технического регулирования, а также информация о разрабатываемых проектах технических регламентов регулярно публикуется в официальном издании Госстандарта России "Вестник технического регулирования".

Анализ первых проектов технических регламентов выявил типовые недостатки. В их числе: отсутствие исчерпывающего перечня объектов технического регламента и их четкой идентификации, неправильное установление требований к объектам (как в виде значений конкретных показателей, так и в описании "существенных требований"), отсутствие четкого разделения продукции по применяемым формам подтверждения соответствия, порядка проведения государственного контроля и надзора, а также переходных положений, связанных с ведением технического регламента.

Структура потребительского спроса достаточно консервативна и статична. Предпочтения потребителей, как правило, устойчивы, и только инновации позволяют совершить прорыв в условиях конкурентного рынка. Инновации позволяют изменить соотношение долей уже раздельного рынка в пользу создателей новой продукции. Таким же образом технологические инновации обеспечивают конкурентное преимущество перед производителями аналогичной продукции. Отсюда становится понятным влияние инноваций на конкурентоспособность предприятий.

Анализ положений Федерального закона "О техническом регулировании" показывает, что принципы технического регулирования (статья 3) формально не содержат положения, направленные на реализацию нововведений в промышленности, на создание новой техники, поскольку эти вопросы выходят за рамки данного закона. Однако, формируя новые правоотношения в экономике, Федеральный закон содействует развитию инноваций в стране в силу следующих обстоятельств.

В связи с тем, что конкретные характеристики продукции, раскрывающие существенные требования регламентов, должны быть заданы в национальных стандартах, гармонизированных с соответствующими регламентами (статья 16 пункт 9), а эти стандарты применяются на добровольной основе, у изготовителя есть возможность использовать другие, отличные от национальных стандартов документы, устанавливающие требования к продукции. Такое положение вместе с нормой пункта 4 статьи 7, запрещающей устанавливать в технических регламентах требования к конструкции и исполнению, должно содействовать инновационной деятельности.

Национальная система стандартизации, адекватно реагируя на исключение ведомственного подхода к установлению норм и требований к продукции, работам и услугам, предусматривает в переходный период (7 лет) отмену отраслевых стандартов. Система приобретает 2-уровневый формат - национальные стандарты и стандарты организаций. Возрастает роль ТК по стандартизации, имеющей возможность компетентно разрабатывать технические регламенты, национальные стандарты, осуществлять экспертизу проектов стандартов организаций.

Осуществляемые меры по реализации Федерального закона "О техническом регулировании" обеспечивают системный подход к формированию механизмов, исключающих избыточное влияние государства на формирование рыночных отношений, повышая роль и ответственность субъектов потребительского рынка в достижении безопасности, качества и конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг.

Назад

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > Библиотека Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР