Главная страница 
События > Подробности
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 

17 и 18 мая состоялся Первый Федеральный конгресс по электронной демократии (ЭД). Фонд ФОСТАС принимал участие в качестве ведущего Круглого стола, на котором рассматривались две концепции развития ЭД: от Минкомсвязи РФ и альтернативная, возникшая демократическим путем. Кроме того, президент Фонда ФОСТАС Е.З. Зиндер сделал доклад об актуальных особенностях и рисках ЭД как специфической формы реализации определенной Конституцией РФ высшей власти в государстве - власти народа.

По мере приближения к концу первого рабочего дня работы Конгресса содержание докладов все более интересовало аудиторию, в большей степени отвечало тематике интересов человека и роли народа, и число слушателей не уменьшалось. По завершению докладов и перерыва, уже после 19 часов примерно половина аудитории осталась в зале для участия в Круглом столе, на котором рассматривались две концепции развития ЭД. Круглый стол работал на час дольше двух запланированных часов, прошел активно, временами бурно, с массой указаний на недостатки того или иного варианта Концепции ЭД, и обоих вариантов вместе. Было рекомендовано создать редакционную группу и Wiki-площадку для интеграции всех предложений. Президент Фонда ФОСТАС Е.З. Зиндер, модератор Круглого стола, предложил некоторые исходные опорные точки как общие для обсуждения разных вариантов, определяемые 3-ей Статьей Конституции РФ и базовыми положениями о формировании Концепций вообще и о концептуальной структуре любой автоматизированной системы. В частности, о необходимости дополнить назначение и цели создания системы ЭД тем, что прямо определено в 3-ей статье Конституции, а именно, назначение обеспечивать поддержку реализации народом РФ своих властных полномочий как высшей властью страны.

Кроме создателей вариантов концепций выступило несколько независимых экспертов, отметивших необходимость доброкачественной проработки правовой базы демократии в РФ вообще и применительно к ЭД в частности, определения поэтапной реализации ЭД (т.е. разработка и внедрение «очередями»), давших ряд других ценных предложений.

Второй день Конгресса начался докладом депутата Государственно Думы Смолина, ярко рассказавшего про многие «странности» реального демократического процесса в самой Думе. Его выводы и рекомендации хорошо пересекались с тем, что предыдущим вечером обсуждалось на Круглом столе. Например, с тем, что нужны механизмы независимого (общественного) аудита выборного процесса и его осуществления в системах ЭД. После выступления гостя Конгресса из Японии (пожелавшего России всего самого хорошего), слово для доклада было предоставлено президенту Фонда ФОСТАС Е.З. Зиндеру. Его доклад включал обсуждение корректировок, которые необходимо внести в определение понятия ЭД, в озвучиваемые схемы структуры уровней власти, для их приведения в соответствие с Конституцией РФ, помещающей власть народа на высший уровень. Далее скорректированное определение сопоставлялось с целостным управленческим циклом, справедливым для любого субъекта власти. Были показаны проблемы, решению которых может способствовать ЭД, и риски, которые несет для ЭД жизнь избирателей в Сети. Делались выводы о

  • необходимости разработки новых типов сервисов (аналитических, иных), дополняющих известные Сетевые инструменты и среды и способных помочь преодолевать ЭД серьезные и, отчасти, органичные недостатки «обычной» деятельности в Сети;
  • целесообразности в большом объеме осуществлять САМОДЕЯТЕЛЬНУЮ «демократическую» реализацию ЭД, при которой от ОГВ требуется лишь предоставлять народу и его «демократическим» сервисам все «открытые данные» по открытым протоколам, а также включать процедуры электронного голосования в легитимные контуры с возможностями общественного аудита.

В число оценок ситуации на основе наблюдений работы Конгресса входят такие:

  • начавшийся процесс «народной» реализации сервисов ЭД остановить можно только совсем запретительными мерами. Однако эта полезная деятельность сегодня тоже «кусочна», как и концепция Минкомсвязи (хоть и по-иному), а инициативные группы, ее ведущие, пока не отработали способ вырабатывать одно целостное концептуальное и архитектурное решение (хотя ЭД как система во многих своих частях — хотя и не во всех — должна реализовывать именно одно решение, реализующее один правовой принцип для всех граждан);
  • есть шанс трансформировать попытку создания систем ЭД в понимании Минкомсвязи (в котором звучат в первую очередь «ИКТ-механизмы ЭД» а ЭД как человеко-машинная социальная система пропадает) в полнокровно полезное дело, если РАРИО доведет до конца дело грамотной интеграции всех предложений;
  • на муниципальном уровне системы ЭД во многих местах уже делаются в соответствующем правовом поле;
  • и в самодеятельной работе, и в работах муниципальных органов участвует большое число активных и квалифицированных людей, но им надо научиться более эффективно консолидировать свои силы в рамках целенаправленной деятельности;
  • участникам «демократической» разработки ЭД нужно укрепить и дополнить свои ресурсы, привлекая экспертов из сферы права, из сферы планирования и создания больших сложных систем, и др. (такие люди есть, они выступали, в частности, на круглом столе);
  • поскольку Сетевая жизнь развивается во многом независимо от желаний отдельных организаций и групп, стоит прикладывать общественные усилия к тому, чтобы она лучше помогала субъекту Высшей власти — народу.

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > События > Подробности Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР