Главная страница 
События > Подробности
О Фонде ФОСТАС 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 

Подходы и действия для преодоления разрывов между ИТ-стандартами и практикой их применения

В. В. Васютович, чл.-корр. Академии проблем качества ВНИИ стандартизации Госстандарта России, начальник отделения ВНИИстандарт,
Е. З. Зиндер, президент фонда ФОСТАС, директор аналитического бюро "Группа 24".

(сокращенная стенограмма доклада на международной конференции «Электронная Россия - человеку, бизнесу, обществу», Москва, 3 июня 2002 года)

Презентация доклада (*ppt)
Ваше мнение по теме

В докладе использованы официальные рекомендации двух Всероссийских конференций по стандартам в проектах информационных систем 2001 и 2002 годов.

Ключевые моменты доклада

Барьеры новой сложности
Новая роль стандартов
Проблемы и их причины
Особая роль некоммерческих объединений. Фонд ФОСТАС

Особенность данного сообщения состоит в том, что мы предлагаем взгляд, который выходит за рамки традиционных интересов разработчиков информационных систем, касающихся программного обеспечения и коммуникационных дел, протоколов и показателей открытости систем.

Смысл выступления в том, чтобы отразить происходящие огромные изменения в мире, охватывающие в равной степени и коммерческие, и государственные, и научные организации. Эти изменения существенно расширили объем стандартов, изменили их роль и привели к тому, что требуется совершенно по-новому решать те большие проблемы, которые сейчас возникают.

Барьеры новой сложности

Новые системы характеризуются огромным ростом сложности, переходом к нелинейным архитектурам, реализованным на макроуровне по принципу взаимосвязей "многие ко многим", и это в первую очередь - за счет Интернет-эффекта. По оценке Gartner, в следующем году почти половина предприятий будет занята сменой архитектур своих систем, тогда как еще пару лет назад их число было на порядок меньше.

Количество неудачных проектов — вот что при этом безусловно важно и для таких программ, как "Электронная Россия". Устрашающе выглядит число "31%" — это доля проектов, которые прекращаются не завершаясь ничем. Современные системы так устроены и интегрированы, что огромную роль в их функционировании играют не только технические компоненты, но и люди, и деловые аспекты работы предприятий. Экономический фактор пронизывает все это. Таким образом, как видим, сложность систем достигла беспрецедентного уровня.

И надо преодолевать барьеры новой сложности. Известно, что сложность программного обеспечения всегда носила особый характер, и существует масса классических старых способов борьбы с нею. Эти способы используются и сейчас, но их совершенно недостаточно.

Новая роль стандартов

После такого вступления надо перейти к некоей новой роли стандартов. Конечно же, появление новой проблемы, как и любой другой, вызывает к жизни соответствующие инструменты борьбы с ней незамедлительно. И в нашем случае эти инструменты, как-то: новые методы моделирования, новые системы программирования — стали возникать сразу же. Но, до тех пор пока эти методы и инструменты остаются продуктом одного производителя, они проблему не решают, они должны пройти какой-то путь, чтобы соответствовать некоторым совместимым и правильно описанным эталонам, после чего только можно гарантировать и их совместимость между собой. А что это за эталоны? Это те самые стандарты.

Но о стандартах надо сказать больше, чем просто отметить их роль. Дело в том, что стандарты, в том числе те самые, которые разрабатываются по линии Информационных Технологий, включают в себя компоненты, связанные с техническими процессами уже только на четверть. Три четверти в них занимают описания процессов управления проектами, их экономикой, инвестициями в информационные системы, начиная с постановки самого проектного дела на предприятии. Стандарты, многократно расширив таким образом область своего действия, уже довольно давно не являются какой-то палкой-погонялкой, каким-то жестким инструментом — они описывают методы достижения зрелости работы самой организации. Вот это - один из самых ключевых моментов, который хотелось бы отметить. И эта зрелость работы как таковая и может быть противодействием проявлению негативных факторов в развитии новых технологий, в том числе и новому барьеру сложности.

Если в виде ГОСТов у нас реализована только малая часть нужных стандартов — берите стандарты ISO, это можно делать, это не запрещено, применяйте, достигайте совершенства в своей работе! Но так легко и просто не получается. Анализ, проведенный в ходе работы двух Всероссийских конференций, это очень хорошо показал, и это опубликовано в официальных документах конференций.

Проблемы и их причины

На данной конференции приведено несколько главных проблем, касающихся применения существующих стандартов и разработки новых. Ведь мало того, что этих стандартов — ГОСТов — не хватает, совершенно недостаточно используются уже существующие стандарты, как ГОСТы, так и другие. Существует огромный разрыв между потенциальной возможностью использовать стандарты как средство достижения зрелости предприятия и продукта, и практикой их применения. В практике обнаруживаются свои камни преткновения. Особенно они чувствуются в тех случаях, когда речь идет о новых стандартах, с которыми разработчики информационных систем, т. е. мы, "технари", не привыкли иметь дело. Это, в частности, касается экономических аспектов ИС.

На последней конференции по стандартам были представители предприятий из других государств СНГ, которые уже вошли в ВТО. Они говорили, что мы терпим сокрушительное поражение, когда оказываемся в открытой среде и не можем обеспечить соответствие стандартам не только своих продуктов разработки, но даже самих предприятий, самих процессов, идущих на них.

Мало знать проблемы — надо знать их причины. Из итогов II Всероссийской конференции приведем очень короткую сводку причин, определяющих недостатки в применении стандартов. Во-первых, это сложность и громоздкость изложения самих стандартов. Что бы мы ни говорили и какие бы ни принимали к сведению официальные указания, в конце цепочки живой человек (разработчик систем) встречается-таки с текстом документа, и отторжение здесь наступает слишком часто. Тут есть еще над чем работать.

Во-вторых, недостаточна терминологическая и методическая обеспеченность самих стандартов. Существует стандарт, а методики применения его нет. Это тоже огромное поле для работы, особенно в части экономических вопросов, касающихся информационных систем, и учета человеческого фактора в автоматизированных системах.

Еще один из важных факторов — большое запаздывание в подготовке введения ГОСТов в действие. Скажем, один из базовых стандартов на процессы жизненного цикла — стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 через несколько месяцев после того, как был принят в ISO, был известен в России, но вступил в действие чуть ли не на четыре или на пять лет позже. Такой разрыв, конечно же, требует радикального сокращения.

Немаловажное значение имеет и такой факт, как недостаток профессиональной культуры, особенно в условиях необязательности применения стандартов. Недостаток профессиональной культуры приводит к тому, что стандарты либо вообще не применяются, даже если они лежат на столе, либо применяются несистемно и некомплексно, и поэтому КПД от их использования очень маленький.

Ситуация с необязательностью применения стандартов выглядит так: стандарты обязательны к применению только в рамках конкретного соглашения, договора или контракта — так написано в них самих. Поэтому невозможно "приказом" заставить какую-то низовую организацию, принявшую, например, стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, что-то применять дословно и обязательно, когда в самом стандарте написано прямо — "необязательно" ! Что это, как не противоречие?. Выход один: стандарты должны применяться самими организациями и предприятиями как методическое обеспечение зрелости своих же собственных работы и продукции.

Здесь мы имеем дело с проблемой поистине национального масштаба. В рамках того самого свойства необязательности, которое зафиксировано в стандартах, действенным стандартом является стандарт предприятия или даже стандарт проекта. Естественно, что они должны быть как-то согласованы с прочими стандартами, но тем не менее источниками для формирования стандартов предприятий является большое число типов нормативных документов. Это не только ГОСТы и ГОСТ Р, и не только стандарты ISO. Это и стандарты некоммерческих объединений, и так называемые стандарты де-факто, и фирменные методики и инструменты, и вообще все, что предприятие сочтет полезным включить в систему своих нормативных документов, для того, чтобы решать поставленные задачи.

Особая роль некоммерческих объединений. Фонд ФОСТАС

Стандарты уровня предприятия должны быть гармонизированы со стандартами более высокого уровня, с теми же ГОСТами. Стандарты же некоммерческих объединений приобретают особую важность. Конечно, они "запитываются" опять-таки тем же перечнем абсолютно всех нормативных документов разных типов и уровней. При этом взаимосвязь с международными, национальными стандартами имеет особый характер. Некоммерческие объединения быстрее вырабатывают идейно новый стандарт. Поэтому связь с международными и национальными стандартами не означает для них работу в узком коридоре. Она скорее означает планку, ниже которой опускаться нельзя. А вот взаимосвязь со стандартами предприятия обозначает ту базу практики, которая и определяет, что же, вообще говоря, нужно, что актуально для предприятия в смысле нормативных документов.

С целью поддержки такой совместной работы предприятий, с одной стороны, а с другой стороны - взаимодействия и координации с институтами, организациями Госстандарта, с техническими комитетами, которые Госстандарт организует, и образован "Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами" — ФОСТАС. Естественно, он развивается на основе информации, полученной от стандартов верхнего уровня, и работает на предприятия и вместе с ними, участвуя в создании стандартов предприятия. Но он вбирает в себя и опыт предприятий в части применения ими стандартов, за счет участия предприятий в общей работе. Ну, а относительно тех стандартов, которые любая такая организация предлагает наверх, в органы национальной стандартизации, можно сказать следующее: выработке международных стандартов предшествовала очень большая работа на нижних уровнях.

Дороги между всеми участниками описанных процессов — это дороги с двусторонним движением. Мир меняется и будет продолжать меняться. И нам надо успевать создавать стандарты и на сегодня и на будущее.

3 июля 2002 г., Москва.

Презентация доклада (*ppt)
Ваше мнение по теме

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > События > Подробности Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР