Главная страница 
 
О Фонде ФОСТАС 
Концепция 
Базовые принципы 
Основные направления деятельности 
События 
Семинары 
Конференции 
Программы и Проекты 
Библиотека 
Об участии 
Работа участников 
Вопросы-ответы 
Контакты 
Форум 

Фрагменты документа
 
"Концепция Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (Фонд ФОСТАС)"

Инициативная группа по созданию Фонда.
Дата: 20 ноября 2001 года.

Содержание
    Краткое представление документа
  1. Общее видение ситуации
  2. Направления и форма деятельности в данной инициативе
  3. Области преимущественного интереса компаний-поставщиков (системных интеграторов, консультантов, разработчиков программных средств) и заказчиков
  4. Взаимодействие Фонда с Госстандартом России, с другими национальными и международными организациями по стандартизации, с иными общественными организациями, с коммерческими фирмами

 

top   Краткое представление документа

Документ ориентирован в первую очередь на коммерческие компании (на системных интеграторов, консультантов, разработчиков программных средств и др.).

Он представляет концепцию "Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами" (далее Фонд или ФОСТАС) -- общественно-значимой некоммерческой инициативы, предпринимаемой с целью получения стратегических выгод и преимуществ для

  • компаний и организаций - основных участников российского рынка информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ), поддержавших эту инициативу,
  • компаний-потребителей ИС и ИТ - то есть всего российского рынка ИС и ИТ,
  • общества в целом.

Инициатива направлена на планомерное внедрение в практику современных норм, соответствующих знаний и навыков, обеспечивающих систематическое повышение качества продукции всех видов и профессиональной культуры всех субъектов рынка автоматизированных систем и продуктов информационных технологий и рынка в целом, на его гармонизацию с международным рынком (последнее приобретает специфическую - помимо общей - актуальность в связи с планируемым вступлением России в ВТО).

Основными рычагами проведения инициативы являются:
  • создание и широкое согласование нормативных документов (НД) - стандартов, руководств, требований и др. - уровней объединения ("стандарт ФОСТАС"), предприятия, отраслевого, межотраслевого, федерального и иных (по правилам действующего законодательства),
  • разработка и передача в широкое использование материалов в области терминологии, учебных программ и учебных материалов, связанных с указанными НД, деятельность по собственно переподготовке руководителей и специалистов в области применения различных НД,
  • участие в планировании федеральных, отраслевых и региональных программ переподготовки руководителей и специалистов, создания и внедрения НД, создания независимых экспертных структур,
  • выполнение пилотных проектов для внедрения НД в практику, выполнение исследовательских, издательских и иных работ, необходимых в указанной выше области, проведение независимых экспертиз систем и проектов.

Инициатива ориентирована на самый широкий круг предприятий, организаций, экспертов, проводится на основании федеральных законов "О стандартизации" и "О некоммерческих организациях", системе норм ГОСТ Р 1. ГСС РФ. Она не должна быть привязана к какой-то одной коммерческой компании, ведомству или их группе, не должна быть чьей-то "собственностью". Такой подход полностью соответствует международной практике проведения работ по стандартизации. При этом данная инициатива должна в стратегическом плане давать участвующим в ней конкурирующим коммерческим компаниям больше преимуществ, чем издержек и не создавать антагонистических конкурентных ситуаций между организациями-участниками инициативы.

КОММЕНТАРИЙ
Примером может являться деятельность по разработке стандартов для Интернет в "Сообществе Интернет" (Internet Society ), которая организуется и управляется от его имени "Советом Старейшин Интернет" (Internet Architecture Board). Так, в Internet Engineering Task Force (IETF) выделено 8 областей для разработки стандартов. Каждой области соответствует свой Комитет, в рамках которого выполняется основная часть содержательных работ по созданию стандарта, причем из восьми

  • 3 комитета возглавляют ("директора области") представители Cisco Systems (но в одном из них в качестве содиректора выступает также компания RedBack),
  • 1 - представители IBM и Sun (совместно!),
  • по 1-му комитету возглавляют компании Nortel совместно с MIT и Lucent совместно с PSG.

В соответствии с международной практикой объем участия "возглавляющих" компаний больше, но фактом является и их совместная работа в Комитетах с другими компаниями и организациями. Именно это позволяет минимизировать бесполезные в итоге затраты на локальные разработки, лидировать в областях своих предпочтений.

Компании, работающие в таких постоянных Комитетах, равно как и во временных целевых (тематических) Комитетах или Рабочих группах финансируют работы своего Комитета или Рабочей группы с отчислением небольшой доли (от 5 до 10%) средств на функционирование и развитие Фонда в целом, выполнение общеметодических работ и т.п.

Создание Фонда соответствует рекомендациям 1-й Всероссийской конференции по стандартам (17-18 апреля 2001 года, см. публикацию "Итогов" конференции в июньском 2001 года выпуске журнала "Директор информационной службы"), поддержанным институтом ВНИИ стандарт Госстандарта России.

ПРИМЕЧАНИЕ: инициативная группа по созданию Фонда встретилась с терминологическими проблемами уже в процессе подготовки данного документа. В связи с этим указывается, что
  • объем и значение этих проблем весьма и весьма велики,
  • на данном этапе сознательно не делалось попыток разрешать эти проблемы,
  • их решение должно быть результатом деятельности специального комитета Фонда по направлению "Терминология".
top   1. Общее видение ситуации

Устройство и природа современных систем изменились. ... . В результате эта комбинация аппаратных средств, ПО и людей подняла сложность систем на беспрецедентный уровень. И потребовался свежий взгляд на вещи.

По тексту ISO/IEC 15288 CD2: 2000-01-21. Life Cycle Management - System Life Cycle Processes

Российский рынок услуг (консультирование, проектирование, управление проектом, внедрение, экспертизы, и др.) и изделий (программные средства, аппаратура, программно-аппаратные комплексы, и др.) в области автоматизированных систем, компьютерных систем, их отдельных компонентов и видов работ находится в начальной фазе развития.

Не стали общепризнанными, тем более - общепринятыми критерии оценки самых важных характеристик услуг и изделий как товаров этого рынка, а также процессов их изготовления и продажи. К ним, в частности, относятся критерии:
  • интегральной сложности продуктов, их технических и иных параметров (надежность, безопасность, понятность и др.), их новизны,
  • их стоимости в зависимости от этих параметров;
  • сложности проектов,
  • качества процессов их реализации, а также
  • уровней требований к проектировщикам, покупателям (заказчикам) и поставщикам (внедренцам, интеграторам и т.п.),
  • соответствия продукции национальным и международным стандартам, и др.

Кроме того, практически отсутствует (или находится в начальной фазе) общественная практика разработки стандартов, норм, систем требований и других нормативных документов (НД) на форматы сообщений (документов), интерфейсов других взаимодействий и т.д. Отсутствует практика разработки стандартов и других НД общественными институтами, практика их широкой открытой оценки, сопровождения и развития.

Вместе с тем, на этом - потенциально очень большом - рынке действуют субъекты самой разной квалификации. Отсутствие общепринятых критериев работы и их регулярного практического применения отрицательным образом действует на создаваемую продукцию, на ее заказчиков и потребителей, а также на самих консультантов, системных интеграторов, разработчиков.

Вот типичные проявления ситуации:

  • наряду с десятками высокотехнологичных компаний, предлагающих продукты высокого качества, работают многие тысячи других (в том числе, отдельные специалисты и даже студенты, привлекаемые в качестве самостоятельных разработчиков), ориентирующихся на минимальные затраты при сниженных требованиях к показателям качества,
  • заказчики не имеют понятных и вошедших в практику своей работы критериев оценки работ в зависимости от качества итогового продукта,
  • низок уровень участия отечественных предприятий в международных проектах, недостаточно высока их международная оценка,
  • нижние - по показателям качества - уровни продуктов и процессов не дают в полной мере проявиться не только всему объему рынка, но и его потенциально оплаченной части,
  • попытки административного "внедрения" сертификации фирм (их процессов) и продуктов приводят к публичному признанию того, что при наблюдающемся росте числа официально выданных сертификатов число рекламаций не только не падает, но даже растет, что, в свою очередь, приводит к девальвации значения сертификатов и размыванию критериев для государственных (федеральных, муниципальных, др.) заказчиков и др.

В этой ситуации поднятие уровня профессиональной культуры субъектов рынка, приведение рынка во все большее и большее соответствие нормам международного рынка - назовем это "гармонизацией рынка" компьютерных и системных проектов, системной интеграции - стратегически важная задача и деятельность, выгодная, в итоге, самым разным субъектам рынка.

Надо отметить, что в России начался процесс консолидации общественного и профессионального интереса к указанной деятельности. Одним из его проявлений явилась 1-я Всероссийская практическая конференция "Стандарты в проектах современных информационных систем" (17-18 апреля, 2001 г., Москва), см. официальные "Итоги" конференции в приложении к данному документу. Одной из главных рекомендаций конференции явилось заключение о целесообразности проведения работ по стандартизации силами заинтересованных общественных и некоммерческих организаций / объединений, сбалансированное участие в процессах стандартизации коммерческих, открытых некоммерческих, а также государственных организаций.

Представляется, что целесообразно с самых первых шагов развития этого процесса консолидации принимать в нем активное участие, вносить в него свои идеи, планировать направления развития, использовать другие возможности для благотворного развития данной инициативы.

top   2. Направления и форма деятельности в данной инициативе

Существуют нормальные, "цивилизованные" формы удовлетворения указанным критериям профессиональной работы и качества, средства создания реально работающей профессиональной культуры.

В их число входят:
  • разработка (по правилам, соответствующим Закону о стандартизации и ГСС) нормативных документов (НД) - федеральных (разработка предложений, передача их в органы Госстандарта), отраслевых и иных стандартов, стандартов ФОСТАС, рекомендаций, требований, руководств, технических условий, определяющих требования к различным показателям изделий, услуг и процессов их производства,
  • адаптация к российским условиям признанных нормативных документов (стандартов, руководств, и т.д.), утвержденных международными, национальными, профессиональными организациями,
  • проведение аналитических работ и иных исследований, необходимых для обоснованного и высококачественного выполнения предыдущих работ,
  • реальное внедрение НД в практику проектов, выполнение с этой целью пилотных проектов (на заказной и инициативной основах),
  • экспертиза конкретных продуктов и проектов на соответствие стандартам и другим НД, на определение уровня качества в соответствии с нормативами и т.п. (оценка, выработка рекомендаций по совершенствованию), формирование БД сведений о таком соответствии и оценке качества,
  • разработка и передача в широкое использование материалов в области терминологии, составляющей понятийный базис НД и соответствующих профессиональных дисциплин в целом,
  • разработка, применение и передача в широкое использование учебных программ и учебных материалов, связанных с указанными НД,
  • профессиональная подготовка и переподготовка руководителей и специалистов бизнеса и промышленности в области использования НД, в области ИТ;
  • деятельность по широкой популяризации (в специальных и массовых профессиональных изданиях - журналах, бюллетенях, и др.) критериев качественной работы, в том числе - стандартов, технических норм и правил, руководств, популяризация передового опыта по их применению,
  • проведение научно-практических и практических конференций и семинаров не учебного плана по указанной тематике для руководителей и специалистов,
  • содействие образованию широких и открытых сообществ, в рамках которых специалисты и руководители осуществляли бы обмен опытом и оценками в указанной области
  • объединение или координация усилий с работающими в смежных областях другими общественными организациями;
  • продвижение НД и соответствующих инициатив в регионах России, а также странах СНГ
  • продвижение инициатив и предложений в международных организациях (например, в комитетах ISO/IEC).

Основными организациями, которые - как это принято в мировой практике - проводят такую деятельность, являются открытые некоммерческие объединения (т. н. "бесприбыльные" организации) специалистов-экспертов, компаний и организаций.

Они носят разные названия и имеют различные структуры, но их общей чертой является то, что они

  1. являются добровольными открытыми некоммерческими организациями, обеспечивающими открытые разработки и широкие согласительные процедуры по принятию стандартов, независимое выполнение экспертиз и пилотных проектов, опытное и промышленное внедрение нормативных документов, проведение семинаров, конференций, повышение квалификации специалистов;
  2. объединяют возможности коммерческих компаний (системных интеграторов, разработчиков и поставщиков программных средств и аппаратуры, консультантов), научных и учебных институтов, государственных организаций;
  3. могут вести и ведут собственную хозяйственную деятельность, в рамках которой прибыль направляется только на ведение уставной деятельности, (это тем более важно, поскольку цикл выполнения программ стандартизации является длительным), но опираются и на спонсорскую поддержку коллективных членов - коммерческих компаний.
В связи со сказанным ситуация представляется следующей:
  • оправданными являются любые усилия по развитию профессиональной культуры субъектов рынка, если они будут приводить к установлению указанных профессиональных характеристик и критериев качества продуктов и процессов их производства, к их внедрению в практику работы заказчиков и разработчиков, к гармонизации российского рынка с мировым,
  • целесообразным является создание ФОСТАС - "Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами в России", как некоммерческой ("бесприбыльной") организации, предпринимающей и координирующей указанные усилия,
  • предприятиям-разработчикам, системным интеграторам и консультантам высокой квалификации целесообразно принимать участие в Фонде и содействовать таким усилиям, в том числе это относится к конкурирующим между собой компаниям соответствующей компетенции,
  • оправданность определяется, в частности, и тем, что объем рынка потребностей (оплаченного спроса) в продуктах все более высокого качества будет расти, причем этот рост спроса потенциально может обгонять предложение, ограниченное производственными ресурсами компаний, которые могут оказывать услуги соответствующего качества.

При этом наибольший вклад каждый участник - коллективный член или спонсор Фонда осуществляет через финансирование проектов создания НД или других работ в наиболее интересующих его направлениях, через работу своих сотрудников (на условиях полной или частичной занятости) в соответствующих целевых комитетах, а также через спонсорские взносы, заказы целевых исследований и др. (см. также далее).

top   3. Области преимущественного интереса компаний-поставщиков (системных интеграторов, консультантов, разработчиков программных средств) и заказчиков

3.1. Участие коммерческих компаний-поставщиков и предприятий-заказчиков в некоммерческой инициативе предполагается в различных формах. Основные:

  • участие в учреждении Фонда,
  • участие в работе Фонде (партнерство на основе стандартного договора как аналог членства) как юридического лица,
  • спонсирование основной деятельности Фонда в целом,
  • спонсирование работы отдельных тематических комитетов и / или проектов Фонда,
  • работа представителей в комитетах Фонда по выбранным тематическим направлениям, в отдельных проектах по разработке или внедрению конкретного НД, его продвижению через обучение и т.п.,
  • руководство (соруководство) комитетом, рабочей группой, проектом Фонда.

3.2. Для компаний, ведущих разработки и производство изделий - программных средств (общесистемных и прикладных), информационных и программно-информационных компонентов, аппаратных средств, программно-технических комплексов - преимущественными интересами являются создание, адаптация и внедрение стандартов, норм, требований, которым будут соответствовать их разработки (выполняемые и будущие) и процессы их выполнения.

Для компаний, предоставляющих услуги - консультирования, управления проектами, экспертиз (технических, управленческих и др.), создания систем качества - преимущественными интересами являются создание, адаптация и внедрение стандартов, норм, требований, которым будут соответствовать их работы и процессы выполнения этих работ (оказания услуг).

Для компаний - системных интеграторов, выполняющих широкий спектр работ, преимущественные интересы лежат в обеих указанных выше областях.

3.3. Для всех компаний указанных видов при этом важно выполнять процессы своих поставок и сопровождения своей продукции на уровне, соответствующем действующим и, главное, создаваемым стандартам, а также готовить рынок и его отдельных субъектов (партнеров, заказчиков, нормативную базу и др.) к цивилизованным регламентам и адекватному уровню качества работы.

Компании, принимающие активное участие в создании перспективных стандартов и их реальном внедрении в практику, имеют значительные рыночные преимущества, так как
  1. их техническая, управленческая (и др.) политика, их инвестиции в свое собственное развитие соответствуют тем официальным нормам и массовым требованиям рынка, которые будут существовать ко времени вывода их продуктов на рынок, они являются (становятся) признанными лидерами и "законодателями мод",
  2. они имеют преимущества в конкурентных (в том числе - тендерных) условиях, так как их работы и их продукция соответствуют признанным нормам, критериям качества, федеральным требованиям для заказов бюджетных организаций и т.п. раньше, чем это происходит у других компаний,
  3. они имеют положительный имидж за счет содействия общественно важным стратегическим начинаниям.

Таким образом у них есть дополнительные мощные рычаги для увеличения и закрепления своей доли рынка.

При этом, так как
  1. потенциально пространство для стандартизации весьма и весьма широко (оценивается тысячами стандартов и более),
  2. промышленные стандарты, другие НД по своей природе должны быть общественным достоянием,

эта деятельность не вносит излишней конкуренции в сообщество компаний, участвующих в такой инициативе.

3.4. Для предприятий - заказчиков услуг и работ (в областях консультирования, создания и внедрения автоматизированных систем, разработки программ на заказ, интеграции программ и систем, управления проектами, экспертиз, создания систем качества и др.) - преимущественными интересами являются адаптация к своим условиям и внедрение в свои работы стандартов, норм, требований, их использование для создания экономичных и перспективных систем для достижения основных целей предприятия - за счет проверки соответствия стандартам качества приобретаемых предприятием систем и процессов выполнения соответствующих работ, получаемых услуг. К числу упомянутых процессов относятся и выполняемые каждым заказчиком процессы собственно приобретения систем и отдельных продуктов (процессы, являющиеся предметом современной стандартизации).

В части работ по созданию, развитию, сопровождению систем, которые предприятие-заказчик выполняет своими силами, его преимущества во многом аналогичны преимуществам поставщиков.

top   4. Взаимодействие Фонда с Госстандартом России, с другими национальными и международными организациями по стандартизации, с иными общественными организациями, с коммерческими фирмами

Для осуществления своих целей и задач Фонд взаимодействует с организациями по стандартизации, разработчиками и потребителями стандартов. При этом Фонд осуществляет следующие виды совместной деятельности:

  • совместная работа с организациями (институтами) Госстандарта по выработке перспективных направлений стандартизации, созданию баз данных и архивов НД, выполнению отдельных работ и проектов, и др.,
  • информирование сообществ о новых и планируемых НД
  • популяризация НД
  • работа в комитетах ISO и др. организаций по стандартизации
  • участие в разработке федеральных и иных программ - в том числе, по предоставлению льгот или иных преференций участникам процессов стандартизации
  • совместная работа со смежными общественными организациями (ассоциациями, фондами и т.п.) вплоть до включения их в Фонд как различных кооперированных (афилированных) структур (аналог коллективных членов), создания на их основе региональных отделений Фонда. В последнем случае Фонд выступает как организатор федерации региональных организаций, принимающих участие в осуществлении описываемой инициативы.
(Детальное описание способов и процедур взаимодействия с другими организациями, в том числе - для учета требований действующих нормативов - не входит в предмет данной Концепции.)

Фонд опирается не только на центральные органы и технические комитеты (группы), но и на создание широкой сети отделений (филиалов, коллективных представителей), проводящих работу Фонда и представляющих его в субъектах РФ.

 


© 2002 FOSTAS Foundation
Главная страница > О Фонде ФОСТАС > Концепция Карта сайта
Дизайн — Лаборатория НТР